Печать Вернуться к оригиналу

Манифест об ответственности в искусстве: Почему кинопремии должны судить не только о том, как сделано кино, но и о том, что оно несёт миру.

Кризис ценностей на красной дорожке

За ослепительным блеском красных дорожек, огнями фотовспышек и сиянием золотых статуэток скрывается не просто кризис, а системная коррозия ценностей современной киноиндустрии. Ежегодные премии превратились в дорогостоящее шоу, которое искусно отвлекает внимание от главного вопроса: какова истинная цель поощрения в искусстве? Мы наблюдаем триумф формы, маскирующий полное безразличие к содержанию, — и это состояние губительно для нашей культуры.

Центральный тезис этого манифеста прост: современная система оценки произведений киноискусства, олицетворяемая премией «Оскар», совершает фундаментальную ошибку, систематически вынося за скобки морально-этическое влияние фильмов на общество. Она награждает техническое мастерство как самоцель, в отрыве от идей и ценностей, которые оно обслуживает.

Этот манифест призван разоблачить данный «обман». Он является призывом к созданию новой, более честной и ответственной системы оценки, в которой искусство вновь будет нести ответственность перед зрителем и обществом. Мы должны перестать аплодировать таланту, работающему во вред, и начать поощрять тех, кто использует свой дар во благо.

Так зачем же на самом деле существуют кинопремии, и кому они служат?

Разоблачение иллюзии: Как кинопремии подменяют суть искусства

Чтобы понять масштаб проблемы, необходимо осознать двойственную природу современных кинопремий. За очевидной и благородной целью награждения талантов скрывается более мощный и влиятельный механизм — механизм формирования культурных норм и ориентиров для всей индустрии.

На первый взгляд, цель кинопремий очевидна — «поощрять тех или иных творцов за их труд и таланты». Однако их подлинная, стратегическая функция заключается в другом: «показывать всем остальным деятелям кино, как и про что надо снимать фильмы». Премия, по сути, функционирует как «доска почёта», которая призвана служить примером для подражания.

Именно здесь и кроется фундаментальное несоответствие. На доску почёта в школе или на предприятии помещают «отличников» и «стахановцев» — тех, кто приносит реальную пользу коллективу и обществу. Их оценивают и поощряют за вклад в общее дело. Кинопремии же, присвоив себе роль такого ориентира, целенаправленно демонтировали критерий общественной пользы. Они создали систему, в которой пример для подражания может быть разрушительным.

Триумф формы над содержанием

Структура номинаций «Оскара» идеально иллюстрирует этот порочный подход. Существует более 20 категорий, по которым вручаются награды: за лучшую мужскую или женскую роль, лучший сценарий, режиссуру, звук, спецэффекты, дизайн костюмов и так далее. Оценка произведения намеренно дробится на множество технических составляющих.

Эта атомизация оценки — не случайность, а гениальный по своей сути механизм защиты. Он позволяет индустрии продвигать любой, даже самый спорный продукт, сведя всю дискуссию к безопасному обсуждению технических достоинств и уклоняясь от ответственности за его идейное содержание. При такой системе талант награждается как самодостаточная ценность, полностью оторванная от идейного и нравственного посыла фильма. В этом и заключается главный абсурд и «обман» системы: она скрупулёзно оценивает инструменты, но отказывается анализировать, для каких целей эти инструменты были использованы.

Концентрируясь на технических деталях, индустрия намеренно выводит за скобки самый важный вопрос, создавая опасную иллюзию ценностной нейтральности искусства. Последствия такого подхода губительны, поскольку он открывает дорогу для легитимации и поощрения любых, даже самых деструктивных идей.

Главное упущение: Игнорирование моральной ответственности

Отказ от моральной оценки — это не пассивное упущение, а активное и осознанное решение индустрии, которое легитимизирует и поощряет антиобщественное искусство. Выводя за рамки главный критерий — влияние на общество — система создаёт идеальные условия для продвижения деструктивного контента под маской технического совершенства.

Можем ли мы поощрять актёров, сценаристов или монтажёров, если их таланты были вложены в создание фильма, который является «аморальной, лживой чернухой, пропитанной ядовитой идеологией цинизма, эгоизма, социопатии, садизма»? С точки зрения здравого смысла — нет. Однако в реальности именно это и происходит. Этот подход закреплён в негласном отраслевом принципе, который можно сформулировать следующим образом:

Таланты награждаются независимо от того, реализуются они на пользу или во вред обществу.

Эта ситуация абсурдна по своей сути. Она обесценивает само понятие награды, превращая её из знака общественного одобрения в формальное признание технической компетенции, лишённое всякого нравственного содержания.

Опасный прецедент поощрения деструктивных идей

Нынешняя система оценки создаёт опаснейший прецедент. В её рамках вполне можно снять кино, «прославляющее, например, Гитлера, расизм и нацистскую идеологию, или пропагандирующее каннибализм, ЛГБТ и любые другие извращения», а затем с успехом разрекламировать его на весь мир. Для этого достаточно присудить ему награду за «прекрасную игру актёров», «отличные спецэффекты» или «великолепный звук».

Наличие почти 25 номинаций создаёт удобную лазейку, позволяющую отметить и продвинуть любое, даже самое разрушительное произведение. Достаточно найти в нём хоть один технически безупречный элемент, чтобы весь фильм получил знак качества в виде престижной премии.

Констатации этого удручающего факта недостаточно. Необходимо противопоставить этой порочной системе ясную и жизнеспособную альтернативу, основанную на принципах ответственности и служения обществу.

На пути к осмысленному кино: Принципы новой оценки

Мы должны перейти от деконструкции порочной системы к построению новой. Искусство не существует в вакууме. Оно является мощнейшим инструментом формирования личности и общества, а потому должно оцениваться прежде всего по своему влиянию.

Принцип №1: Приоритет общественного блага

Ключевым критерием оценки любого произведения искусства должно стать его влияние на общество.

В противовес эскапистской идее «искусства ради искусства», мы утверждаем, что ни один творец не работает в вакууме. Кино — самый массовый и влиятельный вид искусства, и игнорировать его педагогическую и социальную функцию — значит проявлять преступную халатность. Техническое мастерство, актёрский талант, режиссёрское видение — всё это лишь инструменты. Их истинная ценность определяется не ими самими, а теми целями, на которые они направлены. Фильм, способствующий нравственной деградации, не может считаться великим, какими бы техническими достоинствами он ни обладал.

Принцип №2: Честность и осознанность

Этот принцип честности — прямой ответ на системный обман, при котором престиж премии используется как инструмент легитимации, а не как мера истинной ценности. Мы, как зрители и критики, должны занять более ответственную позицию.

Это означает развитие способности «думать своей головой и оценивать влияние кино самим, не ориентируясь на мнение явно ангажированных авторитетов». Мы должны перестать слепо доверять наградам и научиться самостоятельно анализировать, какие ценности и модели поведения транслирует тот или иной фильм.

Внедрение этих принципов вернёт искусству его истинное предназначение — служить развитию человека и общества, а не только развлекать или демонстрировать технические возможности.

Заключение: время вернуть искусству смысл

Этот манифест — не просто критика, а требование перемен.

Мы обращаемся к деятелям киноиндустрии с призывом пересмотреть порочные критерии оценки и взять на себя полную ответственность за культурное и нравственное здоровье общества, которое они формируют своими работами.

Мы обращаемся к зрителям с призывом отказаться от пассивного потребления контента. Подвергайте сомнению навязанные авторитеты, анализируйте смыслы и поддерживайте то искусство, которое несёт благо.

Смотрите фильмы осознанно и оценивайте их правильно.

Ибо истинное величие фильма измеряется не блеском статуэток на полке его создателей, а его вкладом в прогресс человечества. Настало время вернуть искусству его смысл и ответственность.

Иллюстрация к манифесту
Красная дорожка Оскара