Печать Вернуться к оригиналу

Поискав информацию в интернете о том, что пишут люди, посмотрев фильм, встретила две противоположные точки зрения.

  1. Хвалят фильм за восхитительную музыку, 95% из которой уместно использовать на похоронах, за правдоподобную игру актёров, за создание удивительно точной атмосферы «Готема», за обилие отсылок и пасхалок, за открытую концовку и так далее.
  2. Критикуют фильм за две вещи: несоответствие современного Джокера предшественнику и за пустой, высосанный из пальца сюжет. На этом критика заканчивается.
Что ж… Сразу хочу сказать, что я не поклонница вселенной DC и не смогу оценить, какой из Джокеров смотрится лучше или хуже другого. Я не являюсь экспертом в актёрском ремесле, и совершенно не представляю, как адекватно оценить депрессивные и очень тоскливые саундтреки. О работе художника-постановщика или оператора даже заикаться не буду. С подобными деталями можно легко ознакомиться, прочитав большинство отзывов в интернете, или посмотрев первый попавшийся обзор на ютубе.

Вместо этого, предлагаю «проникнуть за кулисы» спектакля и оценить содержательный посыл картины. Какие образы и смыслы пропагандирует фильм? Чему учит и как может отразиться, и, к сожалению, уже отражается на нашем обществе? Начнём с более простых вещей и постепенно перейдём к более тонким.

С сигаретой по жизни

Если современный фильм получил два Оскара, рейтинг 7.9 на Кинопоиске и там же занял 214 место в списке лучших фильмов, то, скорее всего, там будут продвигаться так называемые «легальные наркотики» и прочие стимуляторы эмоций. «Джокер» в исключение не попал. Фильм следует смотреть строго после 18 лет, если не позже. Сцены с насилием показаны слишком реалистичными, присутствуют пошлые шутки на тему сексуальных отношений, не обошлось без алкоголя и сигарет. Во второй части фильма наш главный герой вообще не вынимает отраву из зубов. Становится неловко от такой навязчивой пропаганды курения.

Например, в одной из сцен Джокер, будучи пациентом психиатрической клиники, закурил в присутствии врача. Хочется спросить сценаристов: «Шизофрения что, уже лечится никотином?»

В общей сумме мною было насчитано 22 сцены с курением, но я могла пропустить парочку. Кто-то скажет: «Ну и что? Ведь это просто образ героя». Нет, нет, нет, дорогие люди. Нас этим уже не проведёшь. Это не просто какой-то там образ, а тщательно разработанная методология по внедрению в наше подсознание вредных деструктивных установок. Герой наш хоть и отрицательный, но вся его отрицательность глубоко романтизирована.

joker-movie-joker-superheroes-supervillain-dxkh

Как это работает? Элементарно. Выключаем критическое мышление и смотрим фильм для удовольствия. Вуаля – после десятка таких фильмов мы стали толерантны к отраве, пошлости и грубой речи. Отдохнули, называется.

«Окно Овертона» снова в действии 

Фильм поднимает одну из самых табуированных и запретных тем во все времена существования человечества – агрессию против собственных родителей. По сюжету Джокер убивает собственную мать, оправдывая поступок тем, что она его обманывала, и он является приёмным ребёнком.

Подобными действиями создатели «Джокера» продвигают окно Овертона минимум на один шаг к норме. Из позиции «немыслимой», т.е. темы, которую нельзя выносить на всеобщее обсуждение, она становится, как минимум, «радикальной». Если раньше морально здоровому человеку и в голову не могло прийти даже подумать о таком, то в 2019-2020 году люди стали обсуждать, осуждать и ненавидеть такие поступки.

Страшно то, что сценарий выстроен таким образом, что зритель всё понимает и даже сострадает убийце. Более того, найдутся те, кто оправдают Джокера. Ведь сценаристы намекают нам, что настоящая причина не в нём. Виновато общество, которое таких людей порождает. Виновата больная мать, которая не любила и постоянно контролировала сына. Виноваты коллеги, которые презирают и смеются друг над другом. Виноваты все, кроме меня.

Не важно, по каким причинам недолюбленный ребёнок совершил убийство. Был ли этот поступок оправдан или нет. Можно так делать или нельзя (для здорового человека очевиден ответ). Катастрофа в том, что теперь общество начнёт рассуждать и думать об этом. И наверняка найдутся те, для кого действия Джокера станут шаблоном поведения в схожей ситуации.

Кто ты: слуга или господин?

Основная проблема, которую поднимают создатели фильма, это классовое неравенство между людьми. Показана «зажравшаяся» элита, которой нет абсолютно никакого дела до людей из низших слоёв общества. Она агрессивна, алчна, надменна, и смеётся над остальными. И показаны те самые люди, т.е. мы с вами, которые страдают и тотально разочарованы жизнью. Даже представители правоохранительных органов выглядят жестокими и бессердечными людьми. Других типов личностей в фильме я не увидела. Правда, есть ещё и психопаты. Неплохая альтернатива, не так ли? Посыл психиологов-сценаристов: выбирай, к какой из трёх сторон относишься ты?

Фильм недвусмысленно говорит зрителю о том, что система, и в том числе родители, доводят людей до такого состояния, как у главного героя. Простой человек является жертвой, лишь средством для обеспечения и обслуживания верхушки. Вот и всё. При этом по фильму несправедливое отношение властей к рядовым гражданам – это достаточное основание для агрессии – бездумной, беспощадной, по своей сути суицидальной для общества. Ведь показан только призыв к установлению хаоса и нет никаких алгоритмов восстановления порядка и уж тем более восстановления справедливости.
«Им плевать на таких людей как вы, Артур. И тем более им плевать на таких людей как я»
Необходимо отчётливо понимать, что современные фильмы уже давно перестали быть средством для развлечения и отдыха. В 21 веке кинематограф – это главный инструмент по формированию образа жизни людей. И к сожалению, чаще это - средство пропаганды деструктивных образов и порочных ценностей, призванных заместить собой здоровое воспитание и нравственность. Нет просто фильмов, чтобы расслабиться. Есть мощнейшая транспортная система «Киностудия – Подсознание». Может я и забуду просмотренный вчера фильм, не перескажу даже половины сюжета, зато моё подсознание зафиксирует всё, вплоть до последней секунды. Каждую из 22-х сцен с сигаретой и всю логику поведения персонажей.

Читатель спросит - зачем так подробно разбирать сюжет, какое отношение имеет это развлекательное кино к жизни?

Нужны примеры? Пожалуйста. Не прошло и года после выхода «Джокера» на сцену, как в цивилизованной Америке начались массовые беспорядки. Поверхностная причина протестов – расовая дискриминация. В нашем фильме персонажи, которые негативно высказывались против системы, являлись, почему-то, в основном афроамериканцами.

В Республике Беларусь после президентских выборов люди начали выходить на улицы с акциями протеста. Знаете, какая основная цель у протестующих? Добиться смены власти. Отстранить от обязанностей и привлечь к уголовной ответственности действующего президента (читаем между строк - элиту), в связи с организацией нечестных выборов. И аналогичный алгоритм работает во многих странах мира. Вам это, случайно, ничего не напоминает? Конечно, я не хочу сказать, что все протестующие посмотрели киношку и пошли на улицу свергать власть, этот фильм – капля в море различных современных средств, воспитывающих бездумные протестные настроения у молодой аудитории, и тем не менее, он тоже в их числе.

copertina2

А вот ещё одна «пасхалка». В фильме «Джокер» символом протеста граждан была клоунская маска. Как романтично и красиво, не правда ли? И этот момент можно смело расценивать, как методический материал для реальных действий. Большинство протестующих, что в Америке, что в Беларуси, что в других странах, надевают маски. Или балаклавы, тюрбаны, шарфы, банданы не важно. Маска – это подсказка, если в фильме надевали на лицо клоунский атрибут, то в реальности нет разницы, чем прикрывать своё лицо, чтобы не попасть в объективы видеокамер и избежать ответственности.

А в связи с главной пандемией 21-го века люди вооружились средствами для защиты от вирусов. И теперь уже подавляющее большинство «недовольных» протестуют в масках! В респираторных. И защищаются они, будем честны, не столько от распиаренной болезни, сколько от возможности быть узнанными.

Отсутствие альтернативы

«Нет, нет, нет. Ты всё неправильно поняла. Фильм учит от негативного примера, как не должно быть в обществе. Раскрывает проблемы капитализма и показывает, что решать конфликты путём насилия неэффективно».
Согласна. Возможно, нам показали неправильную и ложную модель поведения. Попытались донести, что насилие приводит к ещё большему насилию. Но есть одна маленькая проблема во всех этих благородных примерах «от обратного». А кто-нибудь вообще предлагает другие варианты?

Мм… Не припоминаю. Ах да, может быть «Бойцовский клуб»? Хотя нет, там же в конце взорвали несколько зданий с множеством людей внутри. Тогда может фильм о загадочном «V»? Нет, он же там организовал серию терактов, да и фанатку свою чуть не убил. Тогда «Голодные игры»? «Законопослушный гражданин»? Ещё какое-то кино?

Но вернёмся к «Джокеру». Что будут делать простые люди, такие как мы с вами, если окажутся на месте главного героя? Если нас предадут, обманут, оклевещут и «плюнут в лицо»? А действовать мы будем исходя из тех образов поведения, которые хранятся в нашем подсознании. И вопрос знатокам: «Если в чёрном ящике лежит пистолет и клоунская маска, можем ли мы достать из него что-нибудь другое?» К сожалению, не можем.

Joker-2-007

Выход там же, где и вход

Так как же победить систему и наконец зажить счастливой жизнью? Честно, друзья, у меня нет для вас готовых решений. Я уверена лишь в том, что начинать следует с самих себя. В первую очередь хорошо бы научиться спокойствию и рассудительности, не кидаться в крайности и не реагировать на любой инфоповод, как бык на тряпку. Какой смысл участвовать в мероприятиях, цели которых устанавливались не вами? Какой смысл менять одного правителя на другого, не будучи абсолютно уверенным, что он будет лучше? И лучше для кого? И узнаете ли вы когда-нибудь доподлинно реальные, а не декларируемые цели тех, кто из раза в раз организует и поддерживает массовые беспорядки в отдельно взятых странах? Подумайте об этом. Стремление к знанию – вот ключ. Чем больше мы знаем об окружающем мире, тем меньше сюрпризов и разочарований он нам преподнесёт.

Я убеждена, что личное счастье каждого находится в его руках. И только тогда мир начнёт меняться к лучшему, когда каждый из нас захочет стать чуточку лучше, чем вчера. И прежде всего это касается внутренних, нравственных качеств человека. Не умнее стараться стать, а сначала добрее. Не стремиться во что бы то ни стало заработать миллион долларов, а перед этим задуматься, зачем вообще вам такие деньги. Важно спросить себя: «Кто я такой и для чего живу? Есть ли смысл в моей жизни?» И только после ответов на эти вопросы, ставить цели и достигать их. Ведь может оказаться так, что новая машина и ипотека на 25 лет, вам вовсе и не нужна. Это прекрасный путь самопознания, но выбирают его немногие. А не воспитав себя, невозможно изменить других и значимо поучаствовать в развитии общества и своей страны.

Чему учит фильм «Джокер»

Проанализировав один из самых популярных фильмов 2019 года, могу утверждать, что его основными целями являются:

  • пропаганда насилия, пошлости и жестокости;
  • пропаганда наркотиков, особенно сигарет;
  • романтизация шизофрении и других психических расстройств;
  • примитивизация устройства общества и социальных взаимодействий;
  • формирование в обществе деструктивных моделей поведения, направленных на разрушение государства;
  • разрушение института семьи;
  • дискредитация образа матери.
Всё вышеперечисленное – это и есть настоящий вектор целей, на достижение которых работают сценаристы, продюсеры и создатели таких фильмов как «Джокер». Их цель – показать общество, в котором нет места любви, нравственности и доброте. Вместо этого, в нём царит ненависть, лживость и эгоизм. В такой атмосфере поведение сумасшедшего клоуна-убийцы, становится вполне естественным, закономерным и даже в чём-то оправданным в глазах тех, кто смотрит фильм. И если голливудское кино про душевнобольного человека стало настолько знаменитым, значит «шалость удалась».

Дзіяна Скурат