Печать Вернуться к оригиналу

- Оценка мультфильма пользователями КиноЦензора.

Не каждая легенда — небылица. Так звучит примерный перевод слогана мультфильма Смолфут (в оригинале: «Not every legend is a tall tale»). Его сюжет развивается на стыке двух миров: человечества и йети, раскрывая историю их конфликта и примирения.

Естественно, что по некоторой случайности эти миры обнаруживают друг друга: серебряная летучка обрушивается прямо на йети, а маленькое вопящее существо под парашютом оказывается человеком. Миго — главный герой из мира белых гигантов, настроен довольно дружелюбно, но проблема в том, что само существование человека опровергнуто одним из главных законов его мира. Нам предлагают взглянуть, как устроены эти миры, и в какой логике мыслят герои, выстраивающие непростую коммуникацию между ними. 

Первым нам описывают мир, расположившийся в неприступных горах: общество, в основе которого лежат законы, выбитые на камнях. Есть и толкователь законов – Хранитель, его задача поддерживать стабильность этого общества, чем он и руководствуется в своих действиях. Хранитель являет собой единственного (как нам показано) носителя информации об окружающем мире, то есть обладающего целостным знанием. Версия для жителей города гласит, что их гора – это остров в океане, держащийся на спинах мамонтов, а сами они появились из под хвоста гигантского небесного яка. Можно сказать, что это общество с мифологическим мировоззрением. У каждого йети есть свое место — своя работа, ведь чтобы обеспечивать туман, окутывающий гору и скрывающий мир внизу от любопытных глаз, механизму требуются ледяные блоки. Их изготовлением и занимаются йети целыми днями, ни разу не задавшись вопросом — зачем? И правда, ведь камни все объясняют: мамонты не должны перегреваться.

jwsyk-AUHAQ

Когда Миго приводит в свой мир человека, стабильность и покой оказываются под угрозой. На такой случай в этой системе есть два алгоритма действий. Первый: сказать, что этого нет или это не то, чем кажется, используя технику «выдохни и направь вопрос туда, откуда он пришел». Так Миго сперва изгоняют из деревни, так как герой не в силах переступить через чувство правды. Изгнание инакомыслящих — маячок, говорящий, что данная система управления не устойчива.

Есть и второй способ выхода из ситуации: можно придумать новый камень, описывающий предмет или явление в рамках общей логики. И вот появляется камень с яком в красной куртке, объясняющий появление человека. Очень наглядно показано, как даже после того, как общество убедилось в каком-то опыте, будучи заключенным в рамки веры в догмы, оно отказывается от своих слов, переживаний и ответственности за них. Ведь так просто сказать: «да, вот и новое объяснение, мой мир остался прежним, и его покою ничего не грозит». 

У человека есть множество способов психологической защиты от новой или непонятной информации: наш мозг во всю использует рационализацию, вытеснение сигналов извне в бессознательное и множество других механизмов. Здесь мы отсылаем к научным материалам по этой теме, лишь акцентируя внимание на том, что и в нашей картине мира часто встречаются «новые виды яков».

На примере отца Миго авторы показывают, что переживает йети (подразумеваем человека), столкнувшийся с тем, что парадигма в основе его мира рушится: миф утрачен. До сих пор наполненная смыслом существования жизнь обрывается, а расколовшийся в руках камень символично говорит о том, что возврата к ней нет. «Кто я тогда? Зачем живу?» — вопросы, которые могут возникнуть лишь тогда, когда для них есть «пространство». Находясь в режиме постоянного поддержания работы механизма снежного города, его жители просто не могут обрести необходимую культуру мышления. Вопросами об окружающем мире задаются только Миччи — дочь Хранителя, и её друзья. Нам не показано, чем они занимаются в течение дня — но точно не полируют глыбы льда.

Так ставится вопрос: как долго может существовать общество, основанное на искаженной картине мира? Ситуация усугубляется тем, что вопрос преемственности в таком обществе также стоит остро: дочь Хранителя собирается не просто разрушить старые понятия, но ввести новые.

xmEKBfe2bd8  

В мире людей тоже хватает проблем: герой Перси — блогер, утопающий в попытке набрать большее количество просмотров на своем канале. В этой системе нам показывают другие инструменты управления — уже не догмы о мамонтах, которые могут растаять, если их не кормить льдом. Первое, что видит йети, спустившись с гор — это демонстрация силы, орел нападает на козла. Полиция, оружие, вертолеты — вот, что отличает мир людей от мира йети. В «горном мире» не было даже охранников, внутренний цензор и страх перед догмами справлялись с этим. Еще один инструмент управления — информационные технологии. И эта сила не менее эффективна. Перси не просто блогер, он инфлюенсер — именно его мнение будет иметь решающее значение для остальных людей. Не за правительством или полицией, а за блогером они выйдут из-за ограждения навстречу к йети.

Героя волнуют его кредиты, неоплаченные счета: все это толкает его на то, чтобы отказаться на время от своих принципов создав фейковую запись для вирусного видео. Потом можно стать самым принципиальным и даже продавать напиток с таким названием — яркие примеры моральной гибкости капиталистического мира. По ходу сюжета он, как и другие герои, претерпевает трансформацию: одно доброе дело провоцирует другое, и Перси находит свой путь.

KwoxQXKY7Ho

Смысловой кульминацией мультфильма становится посвящение Миго в историю его народа, когда Хранитель открывает ему истинную причину тайн и запретов. Автор показывает, что конфликт двух логик мышления: той, что основывается на мистических догмах и той, что управляет силой длится давно. Коммуникация между ними практически не возможна: они буквально говорят на разных языках. Таким образом, решение о сокрытии знаний о мире людей начинает казаться Миго оправданным: за ним стоит безопасность. Но как нам показали в начале мультфильма — такое «благоденствие» не вечно, система управления основанная на мистических догмах устарела. 

Тоже касается и капиталистического мира. Счастливы ли йети? Да, до той поры, пока их фантазии не разрушатся об реальность. Счастливы ли люди? Да, только после того, как их счета уплачены и им не угрожает плавающая кредитная ставка. Оба общества построены на искаженном восприятии мира, предоставляя лишь суррогат счастья и развития. Отличаются они лишь инструментами управления системой.

Вопрос, поставленный авторами картины: что может встать между идеальной и материальной картиной мира так, чтобы взять лучшее, что в них есть и объединить?  

Вывод, к которому нас подводят — не только открытая информация, но и правильный алгоритм её обработки. Хранитель с Миго открывают йети правду о людях: но не в логике черного и белого, а показывая, что люди бывают разные и итог коммуникации зависит от её качества. Механизм останавливается, мистический туман рассеивается и представители «горного» мира делают первый шаг к диалогу с миром материалистов.

2Pdjqd1X_YU

Конец мультфильма полностью соответствует понятию «Happy end». Но что же до реальности? Представители мистической и военной логики мышления также присутствуют в нашем мире, задавая и определяя тенденции его развития. Кризис системы управления, вопросы преемственности, раздуваемый конфликт материалистов и идеалистов — все эти вопросы относятся к реальному миру. Существуют и варианты, находящиеся между описанными логиками мышления, претендуя на объединяющий их модуль: к примеру, нетократия. В ней власть обеспечивается полноценным доступом к достоверной информации и манипуляции с ней. Вопрос существования в такой системе вполне может определяться статусом: находишься ли ты в сети или тебя не существует?

Приемлем ли для нас такой сценарий развития общества? Готовы ли мы разбираться с этими вопросами, а также выстраивать коммуникацию не в двоичной, а в третичной логике? Вот такие непростые вопросы ставит перед нами забавный семейный мультфильм.

Развивайте в себе критическое мышление, копайте глубже.

Источник: Молодежный центр СПбГАУ